Куда исчез чудский народ?

Во время прямой линии на прошлой неделе президент России увидел на экране вопрос «Куда делись чуди?» и решил на него ответить.
«Ассимилировались, в основном», — сказал Владимир Владимирович.
Кто такие чуди? Почему они хоронили себя живьем? Поговорили с исследователем и даже нашли одного из дальних потомков этой народности. Чуди — это коренное население севера, о котором мало что известно.

В 1920-м они упоминались в переписи населения, но после таинственно исчезли. Вместе с другими народами их объединили в группу «вепсы». Но в начале нулевых чуди появились снова. Исследователь Сергей Григорьев добился включения народности чудь в перепись населения. На 2010 год их осталось всего 27 человек.

https://youtu.be/qNTWOXYdspk

Как писал ещё Михаил Ломоносов в статье «О России прежде Рюрика» — это народ, который с давних времен населял север. Кроме того, чудью могли быть эстонцы, проживавшие на Чудском озере. А жители Архангельской области вообще называли себя «чудь заволчанская». Жители Коми тоже знают, что их происхождение идёт от чуди, чудь населяла и Урал, а в Екатеринбурге даже скульптура стоит — идол чуди.«В статье Ломоносов пишет, что славяне пришли на землю, где уже давно жили чуди. Славяне как основатели государства в истории остались, а чуди как-то замазались. И всё. До сих пор, как ни зайдешь в Интернет, там пишут одно и то же: что это загадочный народ, который исчез под землю уже как тысячи лет.

На самом деле чудь — это народ, который вместе со славянами был обозначен на новгородской территории. Они проживали там какое-то время. Однажды славяне и чуди разругались в пух и прах — решали, кто из них круче. И, чтобы разрешить их разногласия, пригласили варяг», — Сергей Григорьев.

Однажды, когда Григорьев ещё не знал, кто такие чуди, он предложил министерству программу изучения народных культур в отдалённых и труднодоступных местах. В одной из экспедиций исследователь плыл по реке на лодке и иногда останавливался в деревнях, чтобы изучить народ. Однажды он оказался в деревне Нюхча, чтобы починить лодку. Вокруг собралась куча детей.

Учёный создал на этом месте музей крестьянского быта. А заодно нашел повод, чтобы периодически приезжать в деревню. По словам Сергея, первое время он приезжал туда не за чудью и даже не думал, что будет так глубоко изучать эту тему. Но после открытия исследователь организовал ещё три экспедиции. Он заметил, что внешность местных отличается от привычной в этих краях. Они даже в шутку друг друга называли «Ну ты и чудь белоглазая». И до меня дошло, что они не славяне. В 1999 году в июне я приехал в деревню с намерением выяснить, кто они.

На праздновании Иванова дня ко мне подсели мужики и начали рассказывать, что они народ чудь. А потом спросили меня, как представителя министерства, почему ими никто не занимается. На следующий день я с ними встретился и взял интервью. Сергей Григорьев.

Загадка была одна — куда делся народ чудь?

Читай продолжение на следующей странице
Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: